О программе наставничества
С сентября 2020 г. на базе нашей школы вводится Целевая модель наставничества.
Она разработана в целях достижения результатов федеральных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы", "Успех каждого ребенка".
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Нижегородской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019, Распоряжение Губернатора Нижегородской области № 459-р от 24.03.2020, приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области № 316-01-63-915/20 от 20.05.2020 "О внедрении методологии (Целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную общеобразовательным, дополнительным программам среднего общего образования.
Наставничество- универсальная технология передачи опыта, знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпитенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества-комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый- участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компитенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся".
Наставник- участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компитентный поделится опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества- система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
= Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
= Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
= Распоряжение Губернатора Нижегородской области от 24 марта 2020 г. № 459-р "о внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным , дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования.
= Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики нижегородской области от 20.05.2020 г. № 316-01-63-915/20 "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования".
= Рекомендации Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр эстетического воспитания детей Нижегородской области" по реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования в образовательных организациях.
=Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 26.01.2023 №316-01-63-230/23 "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) реализации методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования на 2023-2024 гг."
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
=Приказ Управления образования администрации Ковернинского муниципального округа Нижегородской области от 30.01.2023 №27 "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) реализации методологии (целевой модели) наставничества, обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, на территории Ковернинского муниципального округа в 2023-2024 гг."
ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
= Положение о реализацции программы (системы) наставничества в МОУ "Горевская средняя школа"
=Приказ МОУ "Горевская средняя школа" №33 от 30.01.2023 г. "Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) реализации методологии (целевой модели) наставничества, обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися в МОУ "Горевская средняя школа" в 2023 - 2024 г.г.
=Приказ МОУ "Горевская средняя школа" от 22.02.2023 г. № 53 "О формировании наставнических пар, групп в МОУ "Горевская средняя школа"
=Приказ МОУ "Горевская средняя школа" от 09.09.2024 №255 "О формировании наставнических пар, групп в МОУ "Горевская средняя школа"
= Программа внедрения и реализация целевой модели наставничества "Вместе"
Общая информация по внедрению целевой модели наставничества в МОУ "Горевская средняя школа"
- На 10.09.2024 года в МОУ "Горевская средняя школа":
- наставляемых:
23 обучающихся с 5 по 9 классы.
- наставников:
18 человек, из них 17 человек (обучающиеся 5-9 классов), 1 человек - наставники предприятий и организаций.
МОУ "Горевская средняя школа" реализует модель наставничества по 3 формам наставнических пар: "ученик-ученик", "учитель-учитель", "работодатель - ученик", в соответствии с положением о системе/программе наставничества.
Информационная поддержка системы наставничества в МОУ "Горевская средняя школа" осуществляется через размещение информации на официальном сайте https://gorevosoch.edusite.ru/p120aa1.html , Социальной сети "Вконтакте" в соответствии с разработанным медиапланом
КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА
1-Й ЭТАП -ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Комплект материало по реализации программ наставничества предназначен для процесса сопровождения и документирования программы наставничества на всех этапах ее реализации.
На подготовительном этапе рекомендуется использовать анкету выявления запросов обучающихся и молодых специалистов для формирования запросов от потенциальных наставляемых и анкету выявления компетенций наставника для поиска соответствующих этим запросам наставников.
Образцы документов для оформления этапа:
Анкета для выявления запросов обучающихся
Анкета для выявления запросов молодых специалистов
Анкета наставника-педагога-работодателя
2-Й ЭТАП - ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗ НАСТАВНИКОВ И НАСТАВЛЯЕМЫХ
Суть этапа:
В результате сбора и обработки анкет потенциальных наставляемых выявляются конкретные дефециты обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно устранить с помощью наставничества. На этом этапе формируется база наставников и база наставляемых, необходимые для формирования наставнических пар и контроля достижения плановых показателей внедрения Целевой модели наставничества.
Образцы документов для оформления этапа:
База наставников и наставляемых
3-Й ЭТАП - КООРДИНАЦИЯ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСТАВНИЧЕСКИХ ПАР
Суть этапа:
Для координации и сопровождения процесса взаимодействия наставнических пар на этапе реализации программы целесообразно использовать дневник наставника и дневник наставляемого: в них отражается периодичность, формат, цель, темы, содержание и результат встреч, а так же обратная связь от участников пары.
Образцы документов для оформления этапа:
Дневник наставника
Дневник наставляемого
4-й ЭТАП - МОНИТОРИНГ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАСТИЕМ В ПРОГРАММЕ НАСТАВНИЧЕСТВА
Суть этапа:
На данном этапе реализации осуществляется мониторинг личной удовлетворенности участие в программе наставничества посредством анкетирования участников (анкета удовлетворенности наставника и анкета удовлетворенности наставляемого). Анализ предложенных анкет позволит выявить сильные и слабые стороны дальнейшей корректировки программы (при необходимости).
Образцы документов для оформления этапа
Акета удовлетворенности наставляемого
Анкета удовлетворенности наставника
5-Й ЭТАП- ЗАВЕРШЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Суть этапа:
На этапе завершения реализации программы наставник предоставляет отчет, который отражает планируемые результаты и краткую характеристику достигнутых показателей (отчет наставника). Руководителем программы производится оценка деятельности наставника, которая отражает уровень эффективности раелизации программы в соответствии с разработанными критериями (лист оценки работы наставника).
По завершении программы потенциальные наставники ( из числа наставников текущих программ и из числа наставляемых, которые в будущем могут стать наставниками) заносятся в долгосрочную базу наставников для реализации будущих программ.
Образцы документов для оформления этапа:
Отчет наставника
Лист оценки работы наставника