С 1 сентября 2023 года во всех ОО с 6 класса вводится единая модель профориентационной деятельности.
Министерством просвящения разработана Единая модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6-11х классов, включая детейс ОВЗ и инвалидностью.
Министерством просвещения Российской Федерации разработана Единая модель профориентации (продолжается создание единого образовательного пространства Российской школы".
Что значит минимум - это "история" про "золотой стандарт в образовании", т.е. школа не может дать уровень ниже того, который определен Минпросвещением, больше - можно.
Министерство просвещения Российской Федерации разработало единую модель профориентационной деятельности, в ее основу заложен профориентационный минимум для школьников 6-11 классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
Профминимум включает три уровня на выбор образовательной организации:
1. базовый (не менее 40 часов в учебный год),
2. основной (не менее 60часов в учебный год),
3. продвинутый (не менее 80часов в учебный год).
Каждый уровень профминимума реализуется по семи ключевым направлениям:
*профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические , IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
*урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
*внеурочная деятельность, предусматривающая один на проведчас в неделю ение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, втом числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков "Шоу профессий", беседы, дискуссии, мастер - классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделеирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
*воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарка, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству "Абилимпикс", "Профессионалы"и Чемпионат высоких технологий);
*дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
*взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
Один из ключевых профориентационных проектов - федеральный проект "Билет в будущее" (обучающиеся проходят региональные профориентационные пробы).
Цели и задачи Профориентационного минимума
Цель - выстраивание системы профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется в образовательной, воспитательной и иных видах деятельности.
Задачи: развитие нормативно - правового обеспечения профориентационной деятельности в образовательных организациях;
*разработка научно - обоснованного содержательного наполнения профориентационной работы, с учетом разных возможностей образовательных организаций;
*систематизация и обогащение инструментами и приктиками региональных, муниципальныхи школьных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
*подготовка грограмм повышения квалификации для специалистов, осуществляющих профориентационную. деятельность в образовательных организациях;
*включение в профориентационную работу профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, компаний - работодателей, центров занятости населения, родительского сообщества;
*включение в профориентационную работу программу, предусматривающую поддержку обучающихся "группы риска": обучающихся с прогнозируемыми затруднениями трудоустройства.
Целевая аудитория - обучающие 6-11 классов общеобразовательных организаций, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей - инвалидов, родители и педагоги,представители среднего профессионального и высшего образования, работодатели региона.
Содержание предполагает спецификацию по шести возрастам группам: возрастные группы соответствуют каждому из классов с 6 по 11. Все виды активности (видеоконтент, статьи с описанием профессий, в том числе будущего, тематические онлайн - уроки, методы диагностики, мероприятия в рамках партнерского формата с работодателями, профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиональные пробы на базе Платформыи на базе Площадки, статьи и семейные тесты для родителей) разрабатываются с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на разные возрастные группы.
Отдельная спецификация - для групп с ОВЗ с разными нозологиями по возрастам.
Профориентационный минимум предлагает на выбор руководству образовательной организации один из трех уровней профориентационной деятельности в школе:
Базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 40 часов в год);
Основной уровень (не менее 60 часов);
продвинутый уровень (не менее 80 часов).
Образовательная организация самостоятельно выбирает уровень реализации программ Профориентационного минимума в зависимости от своих приоритетов развития и возможностей. Контент для наполнения каждого из уровней предусмотрен Проектом профессиональной ориентации обучающихся "билет в будущее".
Профориентационную работу рекомендовано реализовывать в следующих форматах:
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - включает: профориентационное содержание уроков по предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и т.д.), где рассматривается значимость учебного предмета в профессиональной деятельности. Не предполагает проведение дополнительных уроков, проводится в рамках учебного плана. Рекомендуется для использования разработки в рамках КИК - "Конструктор будущего" 7 или другие программы. Профориентационно значимые уроки в рамках учебного предмета "Технология" (в части изучения отрасли экономики и создания материальных проектов, в том числе на базе учебно - производственных комплексов).
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - включает: профориентационную онлайн-диагностику (диагностику склонностей, диагностику готовности к профессиональному самоопределению); профориентационные уроки; проектную деятельность; профориентационные программы; классные часы (в т.ч. демонстрация выпусков открытых онлайн у уроков "Шоу профессий"), беседы, дискуссии, мастер - классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн - формате и др.
Используемые материалы: примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Билет в будущее", разработанная Фондом гуманитарных проектов;
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Профориентация", разработанная ИСРО РАО;
Онлайн-уроки "Шоу профессий".
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА - включает: экскурсии на производство, экскурсии и посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, посещение профориентационной выставки "Лаборатория будущего" и других, посещение профессиональных проб, выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в образовательных организациях СПО и ВО, открытых уроков технологии на базе коллеждей, встречи с представителямиразных профессий и др. Конкурсы профориентационной направленности ( в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии, реализации проекта "Россия - страна возможностей", чеспионатов "Абилимпикс", "Профессионалы" и др.) Может быть реализована через включение во внеурочную деятельность и является инвариативным модулем воспитательной работы образовательной организации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Выбор и посещение занятий в рамках дополнительного образования с учетом склонностей и образовательных потребностей.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Выбор и обучение по программам профессионального обучения. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-програмными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоении им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)
В рамках взаимодействия с родителями (законными представителями) проводится информационное сопровождение родителей обучающихся, проведение тематических родительских собраний, тематические рассылки по электронной почте и с помощью мессенджеров, в том числе о процессе профессионального самоопределения ребенка, а также участие родительского сообщества во встречах с представителями разных профессий.
ПРОФИЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КЛАССЫ
Включает в себя все описанные выше форматы работы и является комплексом мероприятий из шести форм. Предусматривает заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно - производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями работодателями.
Образовательная организация самостоятельно выбирает под запрос экономики профильность обучения в классе. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские классы.
ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:
Приказ Министерства просвещения России №650 от 31.08.2023 "О Порядке осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования"
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования
ДОКУМЕНТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ:
ДОКУМЕНТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ:
ДОКУМЕНТЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ:
Приказ МОУ "Горевская средняя школа" №234 от 30.08.2023 "Об утверждении плана профориентационной работы МОУ "Горевская средняя школа" на 2023-2024 учебный год и плана проведения профориентационных экскурсий по предприятиям и учебным заведениям в 2023-2024 учебном году
План профориентационной работы МОУ "Горевская средняя школа" на 2023-2024 учебный год
План проведения профориентационных экскурсий по предприятиям и учебным заведениям в 2023-2024 учебном году