ФУНКЦИАНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - это способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности. Ее можно определить как "повседневную мудрость" способность решать задачи за пределами школьной парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, учавствовать в социальной жизни. |
2. Естественно-научная грамотность |
Способность человека занимать актьивную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно учавствовать в проццессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и /или эффектного выражения воображения |
6. Глобальные компетенции |
Сочетания знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативные документы
Федеральный уровень:
1. Письмо Министерства просвещения РФ от 17.10.2023 №03-1665 "О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности"
2. Письмо Министерства просвещения РФ от 26.10.2023 №03-1706 "О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности"
Региональный уровень:
1. Приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 29.08.2024 №316-01-63-2033/24 "Об организации работы и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательный учреждений Нижегородской области в 2024/2025 учебном году"
2. План мероприятий ("дорожная карта"), направленных на формирование и оценку в 2024-2025 учебном году функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области
Муниципальный уровень:
1. Приказ Управления образования администрации Ковернинского муниципального округа Нижегородской области от 24.09.2024 №269 "Об организации работы по формированию оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций в ковернинском муниципальном округе в 2024-2025 учебном году
Школьный уровень:
1. Приказ МОУ "Горевская средняя школа" от 24.09.2024 №265 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МОУ "Горевская средняя школа" на 2024-2025 учебный год
Полезные ссылки и материалы для формирования функциональной грамотности
*PISA - примеры заданий разных лет
сайт ФГБНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования"
*Презентация "Формирование функциональной грамотности - одна из основных задач ФГОС"
*Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов
*Банк заданий для 5-9 классов
сайт ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" (ФИПИ):
*Банк заданий по формированию естественно-научной грамотности в 7-9 классах
сайт "Российская жлектронная школа" (РЭШ):
*Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
сайт ГК "Просвещение"
*Банк заданий по функциональной грамотности для учащихся учащихся 1-9 классов от авторов, занимающихся программой оценки PISA
сайт ФГБОУ ДПО "Нижегородский институт развития образования":
*Формирование функциональной грамотности младших школьников
Родителям о функциональной грамотности
Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить ее, проверять факты, анализировать, обобщать.
С сентыбря 2022 года вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.
Что же такое функциональная грамотность?
Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных иуниверсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему образованию (п. 34.2 приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 "Об утверждении федеральногогосударственного стандарта основного общего образования").
Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жихзни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.
Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.
С этой целью различные электронные порталы формируют и предлагают банки заданий для оценки функциональной грамотности для всех желающих (учителей, родителей, обучающихся), решив некоторые можно определить, насколько у человека сформировано умение использовать имеющийся запас знаний.
Вы можете бесплатно воспользоваться предлагаемыми заданиями на портале Российской электронной школы (РЭШ). А также на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования по 6 направлениям для обучающихся основной школы (5-9 классы).
Если ребенок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течении свей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности. Сделайте своих детей успешными!